Рост цен на топливо: мифы и неизбежность

Рост цен на топливо: мифы и неизбежность

С первыми теплыми днями начался деятельный автомобильный сезон. Но автолюбителей ожидает неприятный сюрприз – цены на горючее подготавливаются быстро скакнуть вверх. Но, оптовые цены на автомобильные бензины и дизтопливо уже выросли, причем нешуточными темпами – в среднем, около 10% за прошлый месяц.

«Подорожали все нефтепродукты, включая авиакеросин», — сообщил Bigness.ru Павел Строков, директор по маркетингу и развитию информцентра «Кортес». Сегодняшний виток стоимостей он вычисляет чрезмерным: «в случае если мы декларируем, что рост цен на горючее не должен быть больше годовую инфляцию, то на данный момент мы за один месяц выбрали львиную долю всей инфляционной составляющей», — отмечает специалист.

В первую очередь марта по первую семь дней в среднем по России автомобильное горючее дорожало следующим образом:

  • Аи-92,93 подорожал на 12% (с 20975 руб/т до 23488 руб/т)
  • Аи-95 подорожал на 7,7% (с 22907 руб/т до 24660 руб/т)
  • Летнее дизтопливо – на 13% (с 19959 руб/т до 22562 руб/т)

Подобная обстановка наблюдалась в прошедшем сезоне. За теже месяцы 2007 года рост цен на автомобильное горючее показывал подобную тенденцию – оптовые поставки Аи-92 годом ранее подорожали за март на те же 12%, Аи-95 – на 5,4%, солярка – на 10%. «Сперва цены разово поднимаются, позже идет публичная реакция, и только позже государство пробует заявить запрет».

Нынешнее увеличение случилось из-за нескольких факторов, считают эксперты: из-за роста мировых стоимости одного бареля нефти, и из-за опасений недостатка.

Недостаток – пугающий миф

Остановка мощностей некоторых больших НПЗ на профилактические ремонты, о которых так много говорили нефтяники, произошла и внесла свою лепту в рост стоимостей. «Ремонт завода – это опасения дефицита нефтепродуктов, опасения его потенциального недостатка», — говорит Строков. Согласно его точке зрения, на таких новостях потребители горючего сами «разогревают» рынок.

К тому же, специалист выделил, что опасения недостатка мало подкрепляются действительностью. «Свято место пусто не бывает», — напоминает Строков. Большие НПЗ сами опасаются утратить собственные рынки сбыта, быть с них вытесненными. Исходя из этого перед каждым профилактическим ремонтом нарабатываются резервные количества горючего, каковые разрешат насытить собственную долю рынка.

Помимо этого, АЗС в больших региональных рынках, к примеру в той же Москве, по большей части поделены между ВИНКами, свободных заправок остались единицы. А уж собственные сбытовые сети ВИНКи постоянно наполнят.

Но, угроза недостатка горючего на внутреннем рынке появилась и из-за высокой скорости роста мировых стоимости одного бареля нефти. «Российские экспортные пошлины на нефть, каковые и без того установлены на рекордно большом уровне, особенного влияния на количества экспорта не оказывают – при нынешних котировках “нефти” экспорт нефти все равно выглядит привлекательнее поставок на внутренний рынок», — сообщила Bigness.ru глава департамента маркетинга НКГ «2К Аудит – Деловые консультации» Елизавета Толстая.

Помимо этого, начало месяца характеризуется необходимым исполнением экспортных обязательств по поставкам, что также «напрягает» рынок, напомнили отечественному изданию аналитики департамента исследований рынка Research.TechArt группы «ТЕКАРТ». Они приводят в пример обстановку осени 2007 года, в то время, когда внутренний рынок был «осушен» поставками по экспорту, что не замедлило отразиться на стоимостях.

Дикий рынок

Оптовые стоимости формируются не от себестоимости производства, а от рынка. «Данный способ формирования цены непредсказуемый», — говорит Павел Строков из «Кортеса».

«на данный момент у нас очень сильно (в пределах 7% с марта по апрель) подорожала нефть на внутреннем рынке. Нефтяные компании желают приобретать на внутреннем рынке такую же прибыль, как и при экспорте нефти, ? сообщил специалист в интервью Bigness.ru. ? Исходя из этого нижняя граница стоимость бареля нефти у нас формируется “способом обратного счета”: из экспортной цены выкидываются транспортные издержки, экспортные пошлины, и получается цена, при которой нефть все равно куда везти – на внутренние либо зарубежные рынки».

Так как целью нефтяных компаний есть прибыль, то вовсю употребляются факторы местного рынка, говорит Строков. Напомним, что Федеральная служба по борьбе с монопозмом такие манипуляции на местном рынке иногда именует злоупотреблением и картельными сговорами монопольным положением.

Розничные стоимости

До тех пор пока рост розничных стоимостей отстает от опта. За март-апрель в рознице цены поднялись: на Аи-92 – на 2,6%, на Аи-95 – на 2%, на дизтопливо – на 2,2%.

«Между оптом и розницей имеется временной лаг», говорит директор по маркетингу и развитию информцентра «Кортес». «У нас, в большинстве случаев, оптовые и розничные стоимости слабо кореллируются на маленьких периодах», — отмечает он.

Свободные АЗС сдерживают розничные стоимости, пока они не подходят к норме рентабельности. За данной чертой они вынуждены или трудиться себе в убыток (при запрета), или повышают цены. Согласно расчетам Строкова, которыми он поделился с Bigness.ru, в среднем по стране данный предел еще не достигнут. О

тталкиваясь от средних розничных и оптовых цен на сегодняшний день, специалист делает вывод, что до предела рентабельности оптовые стоимости должны подорожать еще на 1200 рублей за тонну. Другими словами еще на 4-5%. Такими темпами, к началу дачного сезона рост стоимостей в оптовом секторе может полностью перекинуться на розницу – в случае если, само собой разумеется, власти не наложат очередной запрет.

Уже до конца апреля литр горючего подорожает копеек на 50, уверен Строков.

Тем более, что для очередного витка стоимостей у нефтяников показались «металлические основания»: РЖД со второго апреля совершило индексацию тарифов, сборов и платы на грузовые ЖД перевозки по территории России, напомнили Bigness.ru в Research.TechArt.

Потенциал роста внутренних цен на горючее вправду впечатляющий, подтверждает Елизавета Толстая из «2К Аудит». Она утвержает, что благодаря практике сдерживания цен на горючее в стране, уровень цены автомобильного бензина на внутреннем рынке образовывает практически 69,9% от стоимостей мирового рынка.

"Разумеется, что власти пробуют оградить внутренний рынок от внешних факторов, но повышения цен избежать не удается", — сообщила она Bigness.ru.

Сергей Малинин

Увлекательные записи

Рекомендуем к прочтению

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.